Как мы видели, люди, при прочих равных, всегда ценят настоящие блага выше, чем будущие. Однако относительнаяпсихическая интенсивность этого различия в субъективныхоценках разных людей очень неодинакова и в зависимостиот обстоятельств может значительно меняться на протяжении жизни одного человека. Это различие психической интенсивности субъективных оценок настоящих благ по сравнению с будущими благами, различие, отражаемое на шкалеценностей каждого действующего человека, означает, чтона рынке, включающем множество экономических агентов,каждый из которых отличается собственными, причем изменчивыми временными предпочтениями, возникает и множество возможностей для взаимовыгодного обмена.
Соответственно люди с низким временным предпочтением охотно отдадут настоящие блага в обмен на будущие, ценность которых для них лишь ненамного больше, и заключатсделки, отдавая настоящие блага, то, что можно потребитьсегодня, людям, имеющим более высокие временные предпочтения, т.е. тем, кто ценит настоящее намного сильнее,чем они. Присущие предпринимательству бдительность итворческая энергия порождают процесс, ведущий к установлению рыночной цены на настоящие блага в отношении к благам будущим. С точки зрения австрийской школы, ставкапроцента — это рыночная цена текущих благ, выраженная через будущие блага.